Инициация и ее возможность

Слово «инициация» понимается по-разному в зависимости от того, как расположен человек, который вступает в контакт с этим опытом, однако, среди многих возможных определений этого термина, одно его значение может быть связано с понятием «инициативы». Сделанный первый шаг — это инициатива не зависимо от того предпринимается ли он сознательно или бессознательно. Например, рождение — это инициатива, и во время роста ребенка и на протяжении всей его жизни каждое принятое решение является, в действительности, инициативой. Другими словами, жизнь на земле можно представить в виде постоянной смены принятых инициатив.
Эти инициативы могут иметь материальную, культурную, религиозную, духовную или любую другую природу среди других многочисленных возможностей, и все они принимаются, исходя из свободы воли. Когда возникает сопротивление, то это происходит из-за того, что инициатива была скорее навязана, чем свободна или же потому, что возможность была неверно понята. Рассудок часто удерживает от принятия инициативы, которая могла бы быть успешной. Для осуществления своей цели человеку часто помогает сила его разума, однако часто случается, что эта сила разума удерживает человека позади, не позволяя ему принять инициативу. Тем не мене, всякая великая инициатива, предпринятая великими творческими душами, была исключительно сильна, поскольку силе этой инициативы не мешал недостаток убежденности в его значимости или сомнения в его окончательном результате.
Прежде, чем значимость инициативы будет осознана, даже лучшие друзья, от которых человек обычно ожидает поддержки, часто оказываются склонными думать или говорить, что его замысел безумен, что предприятие фанатично или что решение безрассудно. На самом деле не в этом причина мнения других, скорее всего, их критический глаз судит вследствие чувства неполноценности или, другими словами, ревности, ими отнюдь не руководит прозрение мудрости.
Человек может пережить несколько видов посвящения. Одни — могут быть поняты как принятые естественным путем, другие же, как не имевшие никакого логического объяснения. Среди естественных посвящений, некоторые приходят неожиданно после сильного заболевания, боли или же страдания подобно открытию горизонта, — вспышке света, когда кажется, что мир меняется в один миг. На самом же деле, этот человек настроил себя на другую ноту или же стал думать по-другому, чувствовать по-другому, видеть и поступать по-другому. В действительности, он начинает и жить по-другому, потому, что полностью меняется его отношение к жизни и, кажется, ничто больше не может помешать выполнению его решения. При этом взгляд на жизнь резко меняется. Человек продолжает свою деятельность в том же мире, в каком он двигался раньше, однако относится к нему теперь с безразличием, поскольку ощущает себя пробужденным к другому миру. Вещи приобретают другую значимость. То, что ему казалось важным, перестает быть столь значительным. Человек может быть молодым или старым, обладать большим или малым опытом, все же посвящение может прийти в любое время человеческой жизни, к одним оно приходит постепенно, к другим — неожиданно. Эти события можно описать термином «естественное посвящение».
Что касается инициатив, принятых без всякого логического объяснения, они являются результатом влияний, полученных от внешнего источника. К сожалению, временами эти влияния могут оказаться отрицательного характера; тем не менее, они могут быть и положительного свойства, но только в том случае, если человек был вдохновлен полученным знанием или оказался под влиянием личности, преисполненной вдохновения. Эта инициатива может быть также привнесена посредством духовного понимания, которое нисходит на человека в той степени, в какой сердце открыто безгласному зову. В таком случае посвящение есть результат настройки человека на вдохновляющие личности, которых человек, покоренный их очарованием, уважает, и примера которых желает последовать. Одновременно с этим присутствуют такие понятия как доверие, уверенность и восхищение.
Вопросы инициации и пути посвящения широко обсуждались, многое было о них написано, главным образом то, что касалось разных эзотерических школ и их методов; различия, которые происходят вследствие того, что посвящения направляют людей в разные стороны. Вопреки путанице, возникшей из-за злоупотребления этого слова, посвящение означает просто «сделать шаг вперед», с надеждой, мужеством и убежденностью. Под этим, конечно, подразумевается абсолютная честность и принципиальность со стороны лица или ордена, берущего на себя ответственность давать посвящение. Как однажды сказал великий персидский поэт Газали: «Начало духовного пути подобно стреле, выпущенной в невидимую цель, и поэтому человеку не известно, куда стрела попадет. Очевидно, что простому человеку трудно вступить на стезю посвящения, поскольку природа человека такова, что он желает знать приблизительный исход всякого предприятия прежде, чем он сможет поверить, что в нем есть что-то действительно стоящее. Этим объясняется, почему так иногда трудно нести посвящение по пути, ведущее к неведомой цели.
Имеются различные ступени посвящения, первая — преодолевается с помощью руководства: либо благодаря учению, либо — помощи того человека, кому посвященный вручил свое доверие, либо благодаря вдохновению. Эти первые шаги могут быть объяснены как ступени дружбы обращенной к учителю. В действительности, материнство — это первое посвящение, поскольку мать первая протягивает ребенку руку помощи на его жизненном пути.
Хотя человек может вступить в контакт с ложными гуру, он должен всегда сознавать, что внутри него самого сокрыт учитель. Этот учитель — собственное искреннее я, и поэтому человек, без сомнения, рано или поздно обретет истинное учение. В конечном итоге истинное победит ложное просто по той причине, что истина обладает большей реальностью, чем ложь. Подобно тому, как воды протекают в глубинах земли, так и истина пребывает в глубинах всех вещей, как ложных, так и истинных. В одних местах необходимо копать глубже, чем в других, однако подобно тому, как нет такого места под землей, где не было бы воды, так и истину всегда можно найти в глубинах сердца. Если человек всегда будет верить в истинное руководство свыше, он будет всегда направлен на правильный путь.
Следующий шаг на пути посвящения состоит в успешном прохождении жизненных испытаний, одни из которых человек переживает неосознанно, другие — осознанно. Испытания бывают всех видов, и при встречи с ними человеку необходимо проявить такие качества, как верность, искренность, правдивость, терпение, выносливость и смирение, даже, если они временами кажутся безрассудными, странными, бессмысленными, недобрыми и даже, возможно, несправедливыми. При дальнейших посвящениях в человеке пробуждается сильное желание обдумать все то, что он для себя открыл при взаимоотношении с другими людьми, ассимилируя результаты с проницательностью, благодарностью и пониманием.
Посвящения, следующие за этим, оказываются результатом идеала человека, и чем больше идеал, тем больше сила посвящения, которую человек получает. Такая инициация — явление само по себе, поскольку после нее посвященный излучает свет своего идеала. Позже, этот идеал перестанет даже быть идеалом для посвященного; это произойдет тогда, когда само «я» посвященного исчезнет в его собственном идеале. На этой ступени посвященному не нужно будет внешне заявлять о своей любви к Богу, поскольку своим чувством, отношением, словом и поступком его «я» будет служить иллюстрацией этой любви. Когда человек действительно видит Божественное во всех вещах и во всех существах, то у него пропадает необходимость говорить о том, что он видит, обозреваемое — самоочевидно. На этой ступени человек во всем видит только Бога, и вследствие этого посвященный сам становится живым Богом. Этому предшествовала вера в Бога, почитание Бога, однако на этой ступени помимо Бога ничто уже не существует. Человек, осознавший Бога, не обсуждает Божественность Бога. Посвященный раскрывает явленность Бога во всех людях в не зависимости от их религии, он заряжает атмосферу реальностью Бога. На следующей стадии посвященный одухотворяет их кругозор образом Бога. Его поступки, мысли и слова являются поступками, мыслями и словами Бога. Этим объясняется, почему при чтении священных писаний мы находим во всех религиях упоминание о том, что слово Бога обретает свое выражение в устах Посланника.
На востоке, где мистицизм был широко распространен в течении веков, посвящение всегда считалось чрезвычайно сакральным. Божественному знанию никогда не обучали при помощи слов, и этого никогда не произойдет. Работа мистика заключается не в обучении словами, а в тональной настройке тех людей, которые открыты наставнику. Другими словами, мистик не исполнитель, а скорее настройщик. Когда же инструмент настроен, он возвращается в руки исполнителя, чья игра становится всё более и более ясным выражением Божественной музыки. На этом пути нет правил, которым необходимо следовать: каждый ученик подобен отдельному инструменту Божественной симфонии. Однако есть один основной принцип, который применим к образу жизни всех заинтересованных людей: это — искренность в смирении.
Прогресс искателя истины исключительно зависит от него самого, хотя другие люди, возможно, будут смотреть на этот прогресс с любовью. Это проявляется в счастье окружающих подвижника людей. Это счастье, которое является раскрытием внутреннего «я», приходит в виде возрастающего сознания. Следовательно, можно сказать, что степень продвижения по пути определяется расширением горизонта сознания не только ученика, но и всех тех, кто его окружает. В этой связи, к сожалению, многие люди могут претендовать на обладание знанием, однако лишь немногие искренне осознали свои притязания. Тот, кто осознал, не заявляет о своих притязаниях. Подобно фруктовому дереву, ветви которого склоняются тем ниже, чем больше на нем плодов; таким же образом, чем глубже духовное осознание приверженца, тем более смиренным он становится. Очевидно, что претенциозный человек плодов не приносит. Искренне посвященный едва ли упоминает слово «инициация», он не чувствует никакой потребности обращать других людей на свой путь и не нуждается в популярности. Если спросить, какую пользу он получит от достижения духовного осознания, его единственным ответом будет следующее: чтобы лучше быть подготовленным для служения человечеству.
Если бы кто-нибудь спросил, желательно ли всем принимать посвящение, понимая под этим словом принятие инициативы, или другими словами продвижение вперед, то ответ, очевидно, мог быть: в жизни стоит рисковать. Какими бы не были интересы человека в жизни или степень его эволюции, всегда лучше идти вперед, будь то материальная, общественная, религиозная или духовная сферы деятельности. Нет сомнения, существуют различные методы духовной помощи, однако человек был создан не для того, чтобы жить подобно ангелу, также и не для того, чтобы жить подобно зверю. Первый шаг к сознанию заключается в том, чтобы стать искренним человеком, или, другими словами, находится в равновесии как духовных, так и материальных миров. Нет необходимости искать духовность в изоляции от человеческих взаимоотношений и долга. Предпочтительнее, если человек сможет созерцать и медитировать, одновременно выполняя свои мирские обязанности, намеренно или ненамеренно помогая своим примером тому, кто еще не видит, что ему уже предложено осознание.
Посвященному на духовном пути хорошо известно, что не стоит будить тех, кто еще не проснулся, в то же время, необходимо быть готовым протянуть руку помощи, как только спящий начнет пробуждаться. Под этим, главным образом, и понимается роль посвящения. Без сомнения, есть способы и методы обучения словом и делом, тем не менее, существует также и способы, называемые безгласным учением; которые безусловно применяются к предметам абстрактной природы. Один человек может спорить часами, днями и месяцами по поводу проблемы, которую все равно нельзя объяснить, в то время как другой человек своим внутренним светом за один миг сможет дать ответ, не прибегая к словам. В этом заключается еще одно определение понятия посвящения.
Посвящение синонимично решительному и мужественному продвижению по духовному пути. Твердость убеждения подвергается испытаниям различными способами, например, тогда, когда вере человека противостоят слова и мысли других людей. И хотя ему будут говорить, что уйдут многие годы прежде, чем он обретет осознание, все равно он готов упорно следовать цели, даже если это потребует тысячу лет. Другими словами, на мистическом пути необходимы постоянство, терпение, доверие, понимание, воля и желание, а также многие другие качества. В связи с этим, несомненно, возникает вопрос: может ли так случиться, что человек со временем будет разочарован? На это можно ответить, что человек должен доверять ради доверия и ради возвращения доверия в виде плода (оказанного) доверия. Абсолютное доверие — это величайшая сила, которая когда-либо существовала. Отсутствие доверия — прискорбная слабость. Поэтому, можно сказать, если человек понесет потери вследствие оказания доверия, все равно полученная выгода будет состоять в развитии этой великой силы.
Встает вопрос, что следует ожидать от посвящения: благо, здоровье, магнетизм, прозрение, психологический настрой. В ответ можно сказать, что ни одно из них нельзя, в действительности, считать духовными достижениями, и никогда не стоит к ним намеренно стремиться. Предположим, что человек разовьет в себе силу и не будет знать, как ей воспользоваться. Это может привести к разрушительным последствиям, поскольку в человеке будет развита способность притягивать к себе хорошее и плохое, при этом он окажется не в состоянии освободиться оттого, что может принести вред ему и другим. Эти достижения, которые многие пытаются обрести, не стоит считать относящимися к посвящению. Цель заключается в обретении Бога внутри себя, и следуя в этом направлении и благодаря силе инициации, человек получит благословение и вдохновение для осуществления этой цели.
На все есть свое время, и, конечно, прозрение приходит в свое время. Истинный прогресс на духовном пути идет вместе с накоплением опыта терпения и страстным желанием прогресса, несмотря на различные жизненные испытания такие, как непонимание самых близких друзей и несчастья, в которых человек старается не винить Бога. На пути необходимо обрести особые состояния такие, как восприимчивое отношение, способность ассимилировать явное и безмолвное учение, удерживать в уме все пережитое, не позволяя ограниченному разуму исказить свой опыт. Хотя кажется, что этой дисциплиной руководит невидимая иерархия, она, тем не менее, является абсолютным выражением демократии, поскольку в ней раскрывается самая тайная истина, и поэтому в двух словах ее можно описать как аристократию чувства и демократию выражения.
Как нам известно, разные люди по-разному интерпретируют слово посвящение. Для некоторых это означает связать себя обязательством по отношению к тайному ордену. Другие его понимают как продвижение на более высокую ступень. Эти и прочие объяснения составляют каталог непониманий того, что на самом деле означат инициация. Более того, есть много различных побуждений, ведущих человека к инициации: есть, например, посвящение, исходящее изнутри; это случается тогда, когда пример друга-последователя вдохновляет человека идти вперед по пути; или когда человек ощущает, что нечто скрывается за покрывалом, и в нем появляется желание приложить все возможные усилия для того, чтобы раскрыть эту тайну, и тогда он делает первый шаг, называемый другими словами, инициацией.
Люди часто делают величайшую тайну из слова «посвящение»; оно же имеет очень простое объяснение, — это очищение от прошлых разочарований, — это омовение в священных водах внутреннего знания, — это использование на благо опыта и сил, обретенных в результате наложения дисциплины на собственное эго. Есть много разных дорог и методов достижения, все они ведут к одному идеалу, но не один посвященный не достигнет цели, если его двумя сандалями-спутниками в пути не станут преданность и смирение.
Пусть святой «глаголющий» камень Каабы, который по преданию был поставлен тысячи лет назад Авраамом [отцом трех великих религиозных учений] в качестве Храма Посвящения, символизирующего идеал одного единственного Бога, навсегда станет примером достоинства и преданности для всех, решивших вступить на путь ученичества безо всяких разграничений религии и верования.



Чаша саки

17 Окт Мистицизм для мистика – это наука и религия.

Вадан

Если вы пессимистически или оптимистически настроенны, то у вас найдутся причины остоять свою точку зрения.

Отблески мыслей

Это искусство - видеть в каждом человеке разные настройки на загадочные дороги жизни, подобно тому, как многочисленные инструменты в оркестре воссоздают различные звуки и, тем не менее, играют одну музыку. И каждого человека можно узнать по той миссии, которая предназначается ему судьбой.

Последние статьи

Теги

Архив