Путь ученичества

Тактичность
Мирское знание не способно научить такту. Качества, которым человек таким образом учится, не делают его по-настоящему тактичным. Можно подражать тактичному человеку, однако истинная мягкость отличается от изысканных манер.
Такт исходит из глубочайших глубин сердца, его вдохновляет сочувствие. Поэтому неискренность не может оказаться в конечном итоге тактичной.
Тактичность появляется, когда человек сочувствует ближним, а само сочувствие исходит из истых внутренних чувств. Внимательный человек не пожелает причинить другим неприятности или вызвать недовольства, поэтому благодаря тактичности проступает мудрость.
По мере того, как человек становится более тактичным, он находит больше прегрешений в себе, нежели в ближних. Часто человек говорит то, что ему лучше было бы не высказывать; человек проявляет слабость, обмолвившись словом, которого можно было бы избежать. Тактичный человек осознает свою ошибку.
Тактичный человек поэтичен и тонок; поэтому некоторые спрашивают, как можно быть тактичным и в тоже время правдивым, а другие даже говорят, что быть тактичным значит быть лицемером. Однако, какая польза от правды, не имеющей ни красоты, ни тонкости, когда ее кидают на голову подобно кирпичу?
Благодаря самодисциплине тактичный человек сильно растет в духовном плане, и сердце этого человека превращается во вместилище мудрости и внимательного отношения, хотя внешне это не всегда проявляется. Благодаря такту в жизни человека налаживается гармония. Иначе из-за разнородных влияний, повседневно приходящих со всех сторон, жизнь бы превратилась в штормовой океан. Благодаря такту человек уравновешивает все негармоничные влияния, которые оказывают диссонирующее воздействие на его дух.
Какой смысл имеют благодетельность, благочестие или же религиозность при отсутствии мудрости и такта?
Что же добрый человек в действительности обретает своими благодеяниями, если он не способен одарить других счастьем?
Какой смысл от благочестия или же духовности, если человек не приносит счастье?
Когда Иисус Христос сказал рыбакам: «Идите за мною, я сделаю вас ловцами человеков», — он не имел в виду: «Я вас научу, как с других выгоду получать». Слова эти означали, что такт и сочувствие подобны материнскому объятию, укрывающему своих чад.
Суфии говорят: «Мы пришли на землю не для того, чтобы стать ангелами, и не для того, чтобы уподобиться животным; мы явились на свет, что сочувствовать друг другу, приносить ближним то счастье, которого мы всегда сами ищем».
На пути жизни много шипов, и когда мы обращаем на себя внимание, то замечаем: в нас более или менее есть те же прегрешения, что и в ближних, которых мы колим подобно шипам. Поэтому, если мы будет ограждать ближних от шипов своих, то будем оказывать им тогда много помощи.
Благодаря такту мы выполняем свой священный долг жизни и воплощаем свою истинную религию.

Духовность – естественное благородство.
Какая польза от религии, философии или мистицизма, если они не пробуждают в сердце дух и стремление к божественному?
Духовность, скрытая в каждой душе, — естественное благородство, и когда это врожденное благородство раскрывается, тогда и божественное происхождение человека становится явным. Цель всякого, идущего по духовному пути, состоит в том, чтобы обнаружить это благородство. В действительности, человеку не надо к нему стремится, поскольку это божественное благородство себя являет, когда человек осознает свое божественное наследие.
В суфийской терминологии благородство духа называется Ахлак-э-Алла, что означает манера Бога. Эта манера поведения не похожа ни на какую другу манеру; она является величайшей религией, истинной духовностью, подлинной аристократией и совершенной демократией.
Признак благородного духа состоит в том, чтобы все понимать, все вбирать, все терпеть и все прощать. Все распри, разногласия, все недопонимания исчезают в тот момент, когда человеческий дух облагораживается.
Благородство духа можно увидеть в скромности и в смирении. Его также можно заметить в самоуважении, подразумевая под этим словом чувство чести, в доброте и благосклонности. Этой манере поведения нельзя научиться и ей нельзя научить. Цель жизни и состоит в том, чтобы сделать эту благородную манеру явной, ведь она себя обнаруживает подобно божественному бутону в аристократии человеческой души и в демократии эго человека. Во внешнем мире существуют одновременно и аристократия и демократия, но в духовном раскрытии они становятся одним, обретая свою конечную цель в абсолютном совершенстве.
Подлинность цветка подтверждается его ароматом, драгоценного камня – его сиянием, плода – его сладостью, а душа подтверждает свою подлинность, когда в ней проявляется Божественное семя.

Идеализм
Идеалом служит то, что предстоит перед взором, то, что кажется недостигаемым, но что человек старается со временем осуществить.
Тот, у кого есть высокий идеал, обладает чувствующим сердцем. Мысли и поступки у такого человека прекрасны, а его атмосфера непреодолимо притягательна, поскольку сила идеала отражается в личности такого человека.
Если бы человек обладал всем, что мир мог бы ему преподнести, но жил бы без высокого идеала, то он рано или поздно устал бы от всех благ. Если бы даже человек получил то, что ему в настоящий момент недостает, то он не был бы абсолютно удовлетворен.
Жить стоит только ради того, чтобы обращать взор ввысь. Таким образом человек достигает Божественного трона, того идеала, того единственного идеала, к которому стоит стремиться.
Признаком жизни является энтузиазм, устремленность и надежда. Если у человека их нет, то и жить не стоит. Ностальгия по прошедшему делает жизнь смертной, а желание обладать бесполезными вещами лишает ее всякого смысла; тем не менее устремленность к высшим идеалам облагораживает душу, обнаруживая тем самым те прекрасные черты, которые были ранее скрыты внутри.
Человек с идеалом полон жизни, а человек без идеала несчастен, несмотря на все свои владения. Из этого видно, что у человека есть одна сторона – называйте ее духом – которая остается неудовлетворенной, несмотря на все богатства, поскольку удовлетворение духа наступает только в тот момент, когда человек преследует высокий идеал.
При всем мировом прогрессе, пренебрежение высшим идеалом приводит к тому, что с каждым следующим шагом вперед обнаруживаются значительные недостатки. Если что-нибудь и способно создать связующее звено между Богом и человечеством, то этим окажется идеал человека.
Если есть идеал, то, естественно, появляется оптимизм, а пессимизм исчезает. Когда есть идеал, новая надежда произрастает, а надежда порождает новую жизнь. С надеждой также развивается и сила воли. Нет надежды без желания, и нет желания без воли. Все в жизни меняется, как только человек ставит перед собой идеал.
Человек может сидеть в одиночестве, предаваться практикам и медитациям, но без идеала он устанет прикладывать усилия ради внутреннего развития, поскольку только в служении человек продвигается по пути Истины.
Нет необходимости ждать наступление духовности. Что значит быть духовным? Означает ли это, что щедрым можно стать только в тот момент, когда караван вернется с товаром из странствий? А кому известно, когда вообще караван придет? Духовность нельзя достигнуть, говоря: «Когда-нибудь я стану духовным человеком». Лишь делая все возможное ради других, человек открывает для себя духовность. Лишь забывая свое желание обрести духовность, человек со временем достигнет этой ступени. Нет необходимости беспокоиться о том, чтобы стать духовным человеком. Быть духовным значит быть естественным. Неестественно быть недуховным.
Тот, кто обладает совершенным идеалом Бога, всегда тянется к совершенству, и ему не надо беспокоится. Истинно, где есть идеал, там и душа поднимется ввысь, и чем выше идеал, тем выше возносится душа.
Счастье и несчастье зависят от взгляда человека на жизнь: ценит ли он, дорожит ли он тем, что имеет или же все недооценивает. Если человек будет думать только о том, чего ему недостает, то он будет только беспокоится еще больше о всем том, что ему не дано. Когда же он старается осознать, как много у него в действительности есть, то наступит также время, когда он для себя откроет, что по сравнению с тем, что ему дано, недостающего гораздо меньше. Дары Бога изобильны, и если человек их не видит, так только потому, что его желания омрачают взор, не давая увидеть все блага, ниспосланные Провидением.
Развивать в себе чувство поощрения можно лишь будучи благодарным за всякую малую привилегию, которую человек в жизни испытывает; восхищаться всяким отблеском красоты; возвращать любой знак любви и привязанности, которые ближние преподносят на загадочных дорогах жизни, не требуя от них ничего в замен. Именно таким образом человек обретет царство Божье; и как было сказано, как только придет осознание царства Божьего, то остальное все прибавится.



Чаша саки

Чтобы насытить голодных, мы должны забыть о своем голоде.

Вадан

Не боритесь со злом и не принимайте его; просто поднимитесь над ним.

Отблески мыслей

Очень важную роль во всех искусствах играет мягкость: мягкое прикосновение музыканта к своему инструменту, мягкое прикосновение кисточки к холсту, мягкое прикосновение пера, обрамляющее мысли словами, а также мягкость сердца, которое открыло для себя красоту Искусства Быть Личностью.

Последние статьи

Теги

Архив