Концентрация

Для того, чтобы развить концентрацию необходимо пройти пять ступеней; их классификация может состоять в следующем:
1. Наблюдение;
2. Задержанная концентрация;
3. Творческая концентрация;
4. Концентрация, спроецированная на расстояние;
5. Деконцентрация.

1. Наблюдение
Выбрав предмет, например свечку в подсвечнике, мы начинаем осознавать то впечатление, которое этот подсвечник на нас производит. У разных людей оно может быть различным, вероятно, на одного он окажет религиозное впечатление, на другого чисто декоративное. В любом случае, мы стараемся обозреть избранный предмет и почувствовать то впечатление, которое оно на нас в этот момент производит.
Затем мы сосредотачиваемся на деталях. Смотря на подсвечник, мы вглядываемся во все детали размера, формы и цвета. Анализируя эти особенности предмета, мы обнаруживаем, что он состоит из многих частей. Таким же образом, части эти, собранные вместе, образуют предмет. Другими словами, глазам зрителя ясно открывается, что в разнообразии заключено единство, а в единстве разнообразие.

2. Задержанная концентрация
Могут спросить, существует ли в мире какой-нибудь волшебный порошок или раствор, способный усилить картину, которую мы только что увидели? Да, Пир-о-Муршид Инаят Хан говорил, что есть такое понятие, как ментальные атомы, которые не имеют никакого отношения к физическим. Эти ментальные атомы собираются в соответствии с линиями и тенями предмета и созерцаются внутренним взором; при чем интенсивность обзора зависит от того, насколько ярок внутренний свет и правильно на этих линиях сфокусирован. Опять же для этого требуется сила воли. Чем она сильнее, тем четче будет группировка этих атомов.
Если же теперь мы закроем глаза и постараемся вспомнить все, что мы видели, то этот образ окажется как раз тем, что понимается под задержанной концентрацией или визуализацией. Иными словами, мы стараемся восстановить и зафиксировать в уме все, что мы ранее видели в предмете: впечатление, форму, детали и цвета.

3. Творческая Концентрация
Следующая ступень концентрации достигается тогда, когда с закрытыми глазами в ментальное изображение мы начинаем привносить изменения. Например, умственно мы можем изменить цвет избранного предмета, который, например, может оказаться черным подсвечником; давайте постараемся представить его голубым, желтым, зеленым или любого другого цвета по выбору. Как раз под этим и понимается творческая концентрация.
Мы можем также умственно добавить новые части к предмету. Например, подсвечник с тремя ножками можно представить с шестью, или же спиралевидный орнамент на колонне можно вообразить разрастающимся на всю длину подсвечника, к нашей визуализации могут быть добавлены многие другие элементы.
Следующий аспект творческой концентрации состоит в умножении предмета в числе. Например, вместо того, чтобы удерживать в уме только один предмет, мы можем представить четыре таких предмета, помещенных друг рядом с другом; таким образом, будет выстраиваться более сложная картина. Развивая эту концепцию далее, мы можем вообразить целую среду для творческого фона этой картины. Мы можем представить, например, что свечка стоит перед алтарем, мы можем добавить детали к покрытию алтаря, к его окружению и так далее. Этот тип концентрации является, несомненно, секретом живописца и любого творца.

4. Концентрация, спроецированная на расстояние
Концентрация, спроецированная на расстояние, состоит из ментального передвижения изначального предмета концентрации, который представляют в различных местах. Например, мы можем постараться вообразить его в соседней комнате, или, сделав следующий шаг, в своем доме и даже там, куда способна привести нас только память.
В этой концентрации, создается впечатление, будто ум бросает мяч или же стреляет по мишени, но для этого необходима сильная рука и недвижимая цель. В концентрации, тем не менее, сила и твердость достигаются благодаря силе воли.
В виде упражнения, творческая концентрация начинается с задержанной концентрации, направленной на определенное расстояние, за чем следует проецирование творческой концентрации. Например, человек может направить образ подсвечника, а затем умственно задуть пламя созданного образа. Или же человек в своей визуализации на расстояние может умственно дуть на горящие угли, в результате чего они станут сильнее разгораться.
Концентрация, спроецированная на расстояние, является очень мощной практикой, когда ее применяют для направления магнетизма целительства тем людям, которые нуждаются в помощи; тем более, что в концентрации, спроецированной в даль, такого понятия как расстояние не существует.

5. Деконцентрация
Как показали все эти разные опыты, концентрация предназначается для того, чтобы позволить нам удерживать всякое впечатление, какое бы мы не пожелали; при чем не только сохранять его в уме, но также выстраивать и в конечном итоге проецировать на любое желаемое расстояние. Как это не странно, однако, но эта же самая способность концентрации, по словам Пир-о-Муршида Инаят Хана, может помочь нам забыть любое нежелательное впечатление. В этом состоит процесс деконцентрации, который требует еще большей силы волы, чем любой другой тип концентрации.
Например, если мы вернемся к первоначальному объекту концентрации, подсвечнику, то постепенно сможем стереть его ментальный образ. Удалим ножки, затем колонну и сам подсвечник, после чего в уме останется только изображение горящей свечи. Его также можно стереть, оставив только глубокое впечатление, которое мы испытали во время наблюдения этого предмета. И даже его можно стереть, чтобы ум стал абсолютно очищенным от всего того процесса, который мы прошли. Более того, уход этой картины из ума компенсируется приобретением той силы воли, которая изначально требовалась для ее создания. И прибавить к этому, способность концентрироваться стала в нас лучше и сильнее развита.
Этот процесс, от перовой ступени до пятой, не следует рассматривать как исключительно эзотерическую практику, ее можно также приспособить к повседневной деятельности ума, с помощью которого мы приобретаем способность удерживать те впечатления, которые нам желательны и стирать из ума те, которые нежелаемы и приносят вред.
Деконцентрацию, поэтому необходимо рассматривать как средство очищения ума. Что касается наблюдения, то чем больше мы будет развивать эту способность, тем больше мы будем открывать тайну усиления ума или же, другими словами, способность направления энергии силы воли, тем самым мы развиваем способность координировать мысли. И, несомненно, конечным результатом этого станет развитие одной из самых ценных умственных способностей, то есть памяти.



Чаша саки

13 Дек Любовь развивается в гармонию, а из гармонии рождается красота.

Вадан

Наблюдать с интересом обворажительные поступки малого ребенка – значит участвовать в удивительном пробуждении любви.

Отблески мыслей

Ни одному принципу, каким бы хорошим он ни был, не стоит следовать слепо. Нет никакого благодеяния, если поступая в согласии с принципом, нарушается гармония или же возникают препятствия на пути развития начинаний человека.

Последние статьи

Теги

Архив