Пранаяма, наука дыхания

Развитие дыхания не обязательно должно означать развитие объема легких. Объем дыхания особенно важен для атлетов, которые должны уметь контролировать силу своих мышц, а также для певцов, которым требуется специально подготовленное дыхание. С эзотерической точки зрения, развитие дыхание главным образом связано с тем, чтобы уметь растягивать выдох, совершенствовать вдох и умственно направлять дыхание.
Махадева, король йогов, сказал, что нет ничего на лице земли, чего невозможно было бы добиться, овладев контролем над своим дыханием. Тренировка дыхания является первым и последним шагом эзотерического пути. Оно существенно важно для развития физического благосостояния, а также для создания поддержки духовных мыслей подобно тому, как медный провод может послужить носителем электрического тока. Наука все больше и больше находит, что дыхание оказывает определенное воздействие на мозг, когда оно активно на левой или же правой стороне. Индусы сделали это открытие тысячу лет тому назад.
Существует множество эзотерических практик, и все обучающие им школы присваивают себе авторство некоторых упражнений, как будто бы они всегда были их носителями. Суфии, однако же, говорят: «Наши дыхательные практики похожи на индусские, имеют сходство с различными эзотерическими школами и очень напоминают те, что предписывает медицинская наука. В этом отношении нам всем хорошо известно, что из легких мы выдыхаем далеко не весь загрязненный воздух.
Другим аспектом науки дыхания является развитие способности направлять дыхание то в правую, то в левую сторону, что означает пробуждать деятельное состояние, называемого в суфийской терминологии Джелал, или же восприимчивое состояние, которое Суфии именуют Джемал; выбор одного или другого зависит от того, что лучше всего отвечает той деятельности, которой человек занят. Еще одним аспектом науки дыхания является практика сочетания дыхания с мыслей. Это означает уметь умственно направлять дыхание на любую заданную точку, например, на то место, которое нуждается в лечение или в обретении сил. Если у человека оказывается слабость, которую можно локализовать, то человек должен уметь направлять дыхание на эту точку, на любое избранное место или же на человека, далеко находящегося, с целью сознательно пробудить в нем либо влияния активной стороны (джелал) или же отзывчивой стороны (джемал).
Более того, дыхание можно растянуть в длину, а также его можно сделать более тонким и увеличить в объеме, хотя, как уже говорилось, духовное дыхание не подразумевает под собой объем. Когда человеку говорят, что ему необходимо «научиться» дышать, то часто случается, что последний начинает прикладывать большие усилия при вдохе и выдохе; однако в этом нет ничего общего с эзотерической наукой пранаямы.
Слово прана на санскрите означает сущность вселенских вибраций, в то время как яма — это явление праны в творении. Поэтому, когда человек выполняет технику пранаямы, он все больше и больше приходит к осознанию энергии универсума. Прежде всего, однако, важно понять, что человеку следует регулировать дыхание просто потому, что нельзя позволить себе стать рабом своего дыхания. Сколько на свете людей дышат бессознательно? Они не поглощают достаточно кислорода необходимого для их здоровья и не получают малейшей частицы праны, которую в противном случае они могли бы усвоить. Более того, они находятся в полной власти ритма своего дыхательного потока, которым управляют нервная система, состояние ума и влияния окружающей среды.
Что происходит с человеком, когда он нервничает, когда он раздражен, зол или обеспокоен? Дыхание выходит из-под контроля. В эти моменты человек является объектом, находящимся под полным влиянием дыхания, которое по своей природе является благородной энергией. Эта энергия прекрасна. Она священна. Это дыхание Бога. Это Божественная благодать. Однако из-за того, что нам не достает осознания, поскольку мы не понимаем эту священную энергию, мы позволяем своему эго контролировать нас, и поэтому эта энергия тратится понапрасну. Чем больше мы будем осознавать, что дыхание и мысль связаны, тем больше в нашем распоряжении окажутся драгоценные инструменты, способные оказать нам помощь в повседневных делах, а также в нашем духовном пробуждении.
Контроль дыхания также важен перед отходом ко сну. К чему мы прибегаем, когда перед умом постоянно проходят раздражающие нас мысли прошедшего дня? Возможно, человек подойдет к шкафу с лекарствами, возьмет снотворное и заснет глубоким сном. Тело погрузится в сон, однако не ум. Ум лишен покоя. Таблетка не способна привести в порядок ум. Можно образумить тело, однако ум будет продолжать работать. Если бы человек провел дыхательные упражнения перед сном, ему бы не было необходимости принимать снотворное. Он бы тогда спал умиротворенно, потому что ум обрел бы тогда покой.
Как правило, перед отходом ко сну желательно прибегнуть не к активным вибрациям Джелала, а, наоборот, к восприимчивым вибрациям Джемала. Человек обращается к дыханию Джелала, когда он сталкивается со всевозможными трудными ситуациями, которые требуют энергии и силы. С другой стороны, когда человек выполняет творческую работу, например, сочиняет музыку, пишет книгу или занимается любой другой деятельностью, являющейся ответом на внутренний зов, тогда ему нужно дыхание Джемала.
Особым типом дыхания, специально предназначенным для творческой деятельности тонкого характера, является прямоугольное дыхание, вдох производится через правую ноздрю и выдох через левую. Для деятельной творческой энергии необходимо прямоугольное дыхание с выдохом через правую ноздрю.
Есть еще один тип дыхания, называемый квадратным дыханием. Это очень уравновешенное дыхание наполняет человека магнетизмом, оно также используется с той целью, чтобы направить магнетизм людям, нуждающимся в духовной энергии. Для этого надо очень осторожно выдувать через рот. С другой стороны, когда человек бесшумно дышит через нос, он поглощает тонкие нежные энергии праны космоса.
Когда приходит ощущение, что человека лишили его магнетизма, то нет лучшей практики, чем спокойно подышать, приняв наиболее расслабленную позу, выдыхая через рот; следует начинать со счета один, переходя к двум, трем, четырем и так далее, достигая своего верхнего предела на выдохе. Проводя эту практику, никогда не следует прикладывать усилий на вдохе. Пусть оно приходит бесшумно.
Когда человек выполняет определенное дыхание, то это оказывается проявлением внешней стороны дыхательной практики, однако же, для того, чтобы превратить ее в мистическое переживание, необходимо объединить дыхание с мыслью. Для того, чтобы перезарядить внутренние батареи, нет лучшей идеи, чем мысль о «свете». Тогда выдыхаемый поток превращается в луч света; и чем больше человек представляет себе свет, тем больше оказывается света. В этой связи можно вспомнить слова Пир-о-Муршида Инаят Хана, который сказал: «Ничего несуществующего нет; если его нет на физическом плане, то оно, несомненно, существует в сфере ума».
Другими словами, мысль имеет столько же реального бытия, сколько человек того захочет. Поэтому, если он, например, пожелает стать воспринимающим каналом, проводящим силу духовного исцеления, то он должен представить себе в форме энергии духовную целительную силу, а затем объединить эту энергию с мыслью о здоровье. Очевидно, чем больше имеется дыхания при выдохе через рот, когда оно растягивается до максимальной длины, тем больше оказывается мысленного потенциала, поскольку потенциал мысли равен потенциалу дыхания. Чем больше производится дыхания, тем больше создается акаши мысли. Это не имеет отношения к объему, а относится только лишь к пране, тонкому магнетизму вселенной.
Дыхание, которое сообщает окружающим о присутствии силы и энергии, развивается при выдохе через рот. Сила же воли укрепляется тогда, когда дыхание задерживается после вдоха, концентрируясь при этом на определенной мысли. С другой стороны, любую деятельность, которая требует мягкости, вдохновения, покоя, медитации можно призвать посредством очень тонкого дыхания, которое при вдохе и выдохе приходит через нос. В вышеупомянутых упражнениях дыхание через рот осуществляется так, как будто бы человек намеревается свистнуть или мягко задуть свечу, а при вдохе так, как будто бы он пьет жидкость через соломку.
Суфии признают еще одно дыхание, известное под названием Кемал, которое приводит нас в состояние абсолютной гармонии с духовными вибрациями вселенной, или же, если оно проводится во время материальных занятий, то же самое дыхание может полностью вывести нас из равновесия. Во время этого дыхания Кемала, человек абсолютно выходит из-под контроля в физическом, умственном или эмоциональном плане, на самом деле все выходит из строя, потому что это дыхание не является ни Джелалом ни Джемалом. Это происходит тогда, когда дыхание теряет свою полярность подобно тому, как при отсутствии полярности в электрическом токе стрелочки на измерительных приборах начинают бешено колебаться. Конечно же, когда мы чувствуем, что все вокруг беспорядочно движется, то у нас возникает желание остановить такую ситуацию, и, действительно, мы можем положить ей конец, вдыхая через рот постоянно на определенный счет до тех пор, пока не восстановится желаемая полярность. После этого необходимо решить: для того дела, которым мы заняты, требуются ли вибрации Джелала или Джемала. Когда мы ощущаем, что все выходит из строя (хотя на самом деле не «вещи» выходят из строя, а мы сами), то естественно, мы сваливаем вину как обычно на все окружающее.
Ритм Кемала подходит тогда, когда мы пребываем в медитации, когда не требуется ни дыхание Джелала, ни дыхание Джемала. При этом умственном состоянии человек стоит лицом к лицу с Богом, и тогда уже нет ни Джелала ни Джемала, один только Кемал, который в этом случае является прямым контактом с Божественным. Здесь уже нет колебания ни в одну, ни в другую стороны, потому что человек направляет мысль на духовный уровень сознания. Пребывая в этом сознании Кемала, человек сосредоточен на абстрактной идее: «Бог один существует, нет ничего помимо Бога». В тоже время, с другой стороны, когда мысли заняты на материальном уровне понимания, сознание сосредоточено на всем конкретном, относящимся к самому себе.
В умственной сфере вибрации Джелал экспрессивны, порождают жизненную энергию, в то время как вибрации Джемала восприимчивы, отзываются на внутренний зов, или иными словами, на вдохновение. Среди многих духовных практик или же автоматических само-внушений есть одна практика, являющаяся вазифой или мантрой при ходьбе. Во время движения человек может повторять святое слово, регулярно следуя определенному ритму, скоординированному с шагами и дыханием. Вазифу можно повторять про себя на вдохе и на выдохе, при этом сосредотачиваясь на звуке и значении повторяемых слов. Любая автоматически повторяющаяся мысль продолжает свою работу в подсознании человека на протяжении дня и ночи в не зависимости ото сна или занятий человека, привнося тем самым положительные результаты духовного или материального характера.
Дыхание можно обрисовать в виде рельс, по которым катится мысль. Дыхание подобно паровому двигателю, от которого не будет никакой пользы, если не окажется рельс, по которому он мог бы ездить. Он лишь перевернется, и никуда не сможет поехать. Это как раз и происходит с нашими мыслями, если они не скоординированы с дыханием. Другими словами, мысль беспорядочна и бессвязна, если рельсы дыхания не дают ей направления. Обычно, мысль автоматически проходит по каналу дыхания, однако это не всегда происходит под руководством мудрости, и в результате возникает хаос. Те, которые не могут принять решения, которые не способны скоординировать свои мысли и которые не могут начать и довести замысел до конца, являются теми людьми, у которых мысли идут в зигзагообразном направлении, потому что мысль беспорядочно следует по каналу дыхательного потока.
Компьютер, являющийся своего рода волшебным ящиком, координирует все очень логично, это — изумительная и чудесная машина, но если выдернуть его из розетки, то он окажется недосягаемым. То же самое происходит с умом. Если дыхание не находится под контролем, то волны ума начинают колебаться. Этим объясняется, почему мудрецы, овладевшие своим умом, пришли к заключению, что без силы дыхания невозможно держать ум постоянно в абсолютном равновесии.
Несомненно, развивая дыхание, автоматически развивается и сила воли. Она в нас заложена, хотя и не проявлена, когда же вместе с развитием дыхания она пробуждается, то сила воли разрастается, и все начинает оживать. На самом же деле, у нас есть все, что нам, в действительности, необходимо. У нас есть мысль, энергия дыхания, сила воли, совесть, интуиция, а также чувствующее сердце, являющееся капитаном корабля, потому что если бы не было чувствующего сердца, то мы никуда бы не смогли добраться. Чувствующее сердце дает нам вдохновение на все, что мы думаем, говорим и делаем. Если мы повернули корабль в направлении противоположном тому, что указывало нам чувствующее сердце, то корабль отошел бы от курса и сбился с пути. Пир-о-Муршид Инаят Хан был первым, заявившим: «Сердце — колодец ума». Другими словами, мастер не разделяет между сердцем и умом. Как раз наоборот, Инаят Хан описывает чувствующее сердце как саму причину существования всего происходящего в уме.
Техническое дыхание, а также очистительное дыхание делаются для того, чтобы адекватным образом подготовить атмосферу для проведения мистического дыхания. Однако, прежде чем мы окажемся готовыми пережить мистическое дыхание, мы должны предварительно пройти необходимую подготовку. Кроме того, во время подготовки к мистическому дыханию, нам стоит постоянно осознавать ту великую силу, заложенную в чувствующем сердце, и знать, что сознательно или бессознательно ум проецирует мысли на окружающих, и они рано или поздно вернуться обратно к нам в той или иной форме таким же образом как радиоволны отражаются в радиопередатчике. Другими словами, мы не только несем ответственность перед своей семьей и выполняем разные общественные обязательства, мы также оказывается ответственными за свои мысли, поскольку они имеют огромное воздействие как на нас самих, так и на окружающих.
Поэтому мистические дыхание является ценнейшим инструментом, находящимся в нашем распоряжении, и если мы будем его выполнять, то оно будет вести наши умы в должном направлении и тем самым регулировать условия нашей жизни. На вопрос, делают ли духовные практики жизнь на земле более привлекательной, можно дать следующий ответ: хотя жизнь на земле не всегда бывает привлекательной, тем не менее, очень может статься, что душа раскрывается, проходя все эти переживания, которые были ей предназначены судьбой.



Чаша саки

13 Дек Любовь развивается в гармонию, а из гармонии рождается красота.

Вадан

Наблюдать с интересом обворажительные поступки малого ребенка – значит участвовать в удивительном пробуждении любви.

Отблески мыслей

Ни одному принципу, каким бы хорошим он ни был, не стоит следовать слепо. Нет никакого благодеяния, если поступая в согласии с принципом, нарушается гармония или же возникают препятствия на пути развития начинаний человека.

Последние статьи

Теги

Архив