О мистицизме

Я бы хотел сказать несколько слов о том, что мы называем мистицизмом. Мистицизм является средством достичь цель. Сам он целью не является, но посредством него человек достигает свою цель. Если вы меня спросите: «Что такое Суфизм? Является ли он философией или же мистицизмом?», — то я вам отвечу, что он есть и то и другое; и сегодня я хотел бы поговорить о мистической стороне Суфизма.
Мистическая сторона Суфизма раскрывается в способности видеть и слышать. Видеть далее видимого; слышать то, что стоит за словами; видеть то, что глаза не видят, слышать то, что уши не слышат. Это переживание приведет вас к осознанию того, что можно видеть без зрения и слышать без слуха. Для мистика видеть можно не только посредством глаз и слышать можно не только посредством ушей. Зрение возможно даже без глаз, слух возможен даже без ушей. В английском языке есть слово «seer», то есть ясновидящий, означающее человека, способного видеть как с помощью зрения, так и без него.
Теперь встает вопрос: если существует возможность ясновидения и яснослышания, то не будет ли всякая душа рада обрести этот дар? Она почувствует вырастающие у нее для полета крылья. Почему бы нет? Всякий захочет. А если есть такая возможность видеть и слышать, то почему все к этому не стремятся? Причина состоит в том, что не всякий этому верит, а ведь дар этот можно обрести только веруя, а без веры никогда этого не достигнуть.
Поэтому всякая душа ищет этого, и, тем не менее, сомневается в его существовании. А если душа верит, вопрос тогда встает, достаточно ли у нее терпения, пройти весь путь. Терпение требуется, поскольку необходима определенная подготовка для того, чтобы видеть и слышать. Всякий хочет обладать ясновидением и яснослышанием, но если человек станет открытым, хватит ли ему сил, чтобы перенести те неприятности, которые с ними связаны?
Например, что произойдет, если человечество, готовое всегда критиковать своих ближних, увидит в них больше недостатков? Если человек, поглощенный жизненными интересами, увидел заранее надвигающееся на него и на близких ему несчастье, смог ли он вынести его? Если человек, склонный разглашать секреты, знал бы благодаря этой силы тайны своих ближних, сколько бы зла он сотворил! Если бы любвеобильный человек, боящийся обидеть или ранить чувства близких ему людей, увидел приближающееся горе, то его нервная система была бы абсолютно расстроена!
Таким образом, можно заметить, что у каждой души есть возможность ясновидения и яснослышания, и всякая душа будет чрезвычайно рада обрести эту силу, но, тем не менее, не каждая душа готова получить ее, и не каждой душе стоит обладать ею. Пища – для голодных. Если вы голодны, то вы должны искать пищу. Если вы захотите, то вы, естественно, будете больше видеть; если же у вас нет такого желания, то в этом нет ничего плохого. Все зависит от аппетита, если есть аппетит, то пища придет. Если есть грех в том, чтобы видеть глубже, то тогда греховно и видеть глазами. Глаза даны для того, чтобы видеть, а душе видеть дальше. Тем не менее, искать могущества, феноменов – значит идти назад, а не вперед. Если человек следует по пути благости, то все, что человеку полагается, будет ему дано.
Если есть тайна в мистицизме, то только одна: прежде, чем у человека разовьется его внутреннее видение, он не должен слышать и не должен видеть. Поэтому учитель дает посвящение не для того, чтобы ученик научился видеть и слышать, но для того, чтобы поменять его восприятие. Но если ученик говорит: «Я пришел, чтобы научиться видеть и слышать», — учитель ему скажет: «Подожди!»
Я вам поведаю о своем опыте. Еще до того, как я начал искать своего учителя, во мне стала развиваться способность видеть. Именно это подтолкнуло меня искать учителя, поскольку учитель может дать объяснение жизни. Я не говорил со своим учителем об этой способности, поскольку учитель меня так глубоко впечатлял, и я испытывал к нему такое почтение, что боялся с ним заговорить о том, что я мог видеть и слышать. Но однажды, находясь с учителем продолжительное время, я набрался смелости с ним об этом заговорить.
Какой же был его ответ? «Мне очень жаль». Я ожидал услышать слово поощрения! Но он добавил: «Прогрессу человека на пути препятствует не способность видеть и слышать, а признание этого факта».
Когда дана способность видеть, она называется ясновидением, а способность слышать называется яснослышанием. Как же злоупотребляют этими словами ныне! В действительности эта способность видеть и слышать является даром от Бога. Человеку, обладающему этой силой, доверяется тайна жизни. Чем больше человек претендует, тем больше людей он к себе привлекает и тем больше он грешит против закона божественной природы. Следует понимать, что посвящение дается в тот момент, когда появляется способность видеть и слышать, и человек оказывается ответственным за тайны, которые перед ним раскрываются. Кроме того, если бы человек был неподготовлен, если бы он не достиг определенной стадии, то какая ему от этого польза? Однажды меня развеселили слова одного человека, который сказал: «Каково состояние нашей страны? У нас столько свободы, что мы не знаем, что с ней делать». Поэтому суфий благодарен за то, что он видит и слышит и за то, что он не видит и не слышит. На пути божественного странствия он учится принимать все со смирением.
Теперь могут спросить: какая требуется подготовка? Ответ: моральная подготовка, но не том смысле, в каком мы понимаем слово «мораль» в повседневной жизни. Наше понимание эгоистично, поскольку мы судим ближнего по своему закону вместо того, чтобы рассматривать его с точки зрения его закона. Суфий видит мораль по-другому, в особенности, когда вопрос заходит об этой подготовке; мораль заключается в том, чтобы относится со вниманием и сочувствием к закону дружбы, к старшим или же выше его стоящим, а также к младшим или же ниже его стоящим. Хотя кажется, что проявлять внимательность к другу просто, на практике же это очень трудно. Если мы живем любя друг друга, то лучшего в жизни и быть не может; если человек знает закон дружбы, то он не нуждается в мирской морали. Если человек считается с благополучием и законом ближнего вместо того, чтобы принимать во внимание свое благополучие, то он начинает видеть свою душу; но до тех пор, пока он видит ближнего существом отдельным и отличным от себя, он будет его неправильно видеть.
Поэтому суфизм предлагает человеку обрести способность познать эти идеи. Познакомившись с ними, душа, естественно, раскрывается, а в результате раскрытия души человек постепенно все больше и больше слышит.
18 марта 1925, Мюнхен



Чаша саки

13 Дек Любовь развивается в гармонию, а из гармонии рождается красота.

Вадан

Наблюдать с интересом обворажительные поступки малого ребенка – значит участвовать в удивительном пробуждении любви.

Отблески мыслей

Ни одному принципу, каким бы хорошим он ни был, не стоит следовать слепо. Нет никакого благодеяния, если поступая в согласии с принципом, нарушается гармония или же возникают препятствия на пути развития начинаний человека.

Последние статьи

Теги

Архив