Суфизм

Слово Суфий согласно греческой этимологии означает мудрость, в соответствии же с арабской — чистоту. Очевидно, что оба понятия выражают одну и ту же Истину. Мудрость присутствует только там, где ум очищен от предвзятых идей, тяжести догм и угрызений совести. Что касается основ суфизма, то они такие же древние, как понятия мудрости и чистоты, которые служили вдохновением всех религиозных культов на протяжении веков. В действительности, суфизм является сущностью всех религиозных идеалов, и, хотя в течение различных исторических периодов большие культурные и религиозные течения притязали на его обладание, суфизм все же не потерял собственной универсальной индивидуальности.
Для суфия разнообразие имен и форм мировых религиозных течений подобно покрывалам, скрывающим феномен Путеводного Духа, проявленного на всех уровнях эволюции. Это Внутреннее Водительство постоянно присутствует в чудесной книге природных мистерий, в которой раскрывается нескончаемое Послание Любви; открыта же эта книга только тогда, когда человеческое понимание взаимоотношения материи и духа находится в гармонии с его чувствующим сердцем.
Это объясняет, почему одним из величайших идеалов суфия является пробуждение сердца и его качеств, благодаря которому расширяется кругозор человека. Тогда взгляд простирается далее понятий веры и верования и позволяет проявлять терпимость к трагическому непониманию, разделяющему ревностных последователей различных религий и философских традиций. Пытаясь сохранить гармонию, суфий предлагает принять на себя тяжесть непонимания других людей; поэтому он избегает изъявлений спекулятивных теорий, используя только язык сердца для передачи сочувствия в поддержку общности различных интерпретаций единого религиозного идеала.
Цель суфия — высвобождение порабощенной души человека из ограничивающих концепций «я» и «мое», через слияние в экстазе с духовным Идеалом. Душевная свобода может быть такой же умиротворенной, как и сам Идеал. Суфий ясно понимает, что до тех пор, пока существуют ограничения дуализма, выраженного в понятиях «я» и «мое», душа не сможет стать действительно свободной. Этот парадокс преодолевается благодаря осознанию того, что концепции «я» и «мое» на самом деле иллюзорны.
То, что мы представляем под нашим «я», является лишь восприятием нашей индивидуальной сущности, функционирующей как часть всеобщей сети. Точно также капля воды будет до тех пор самостоятельной сущностью, пока сохраняется ее форма. Но если каплю вернуть в океан, она станет водой океана. Поэтому для суфия идеалом, высвобождающим душу из ее собственных рамок, служит, в действительности, сам образ его души, сама душа, не знающая ни «я», ни «мое».
Среди бесчисленного множества жизненных устремлений, которые за всю жизнь не могут быть достигнуты, основными идеалами, сохраняющими уравновешенное состояние тела, ума, сердца и души, являются несомненно те, которые связаны с самой жизнью и представлениями о ней, такими, например, как желание жить полной жизнью, жажда знания, стремление к власти, тоска по счастью и нужда в мире.
На вопрос, может ли материальный идеал привести к духовной цели, можно ответить, что с точки зрения «Божественного предназначения», даже материальный идеал может быть исходящим из духовного идеала. Поэтому каждое усилие, направленное на достижение жизненной цели, неважно, носит ли она материальный или духовный характер, делается ли сознательно или бессознательно, приводит человека с каждым шагом все ближе к абсолютной цели. Более того, этот процесс можно себе представить как вложение скромного вклада в осуществление «Божественного Предназначения», поскольку все в мироздании постоянно созидается и согласуется с главным ведущим мотивом.
Цель жизни заключается не только в восхождении на величайшие высоты, но и в погружении в глубочайшие пучины; вследствие этого утрачивается самость, которая в то же самое время обретает себя вновь благодаря расширению сферы сознания. Этот процесс напоминает развитие семени, которое выполняет свое предназначение, когда после глубокого погружения в землю поднимается во взрослое растение и обильно разрастается пышным цветом под лучами солнца.
Рассмотренное на уровне мистического понимания, эзотерическое учение суфиев объясняет это состояние как процесс настройки эго на более высокий тон. В обыденной жизни мы придаем наибольшую ценность тем вещам, которые были приобретены тяжелым трудом, парадоксально, однако, что самые значительные достижения иногда приобретаются с приложением минимальных усилий. К сожалению, человек, если он на своем горьком опыте не научился ценить все дарованное ему Божьей Милостью, не всегда будет способен осознать действительное значение таких достижений.
Нет жизненного опыта, который не имел бы значения. Ни один прожитый миг не пропадает зря. Если человек достаточно мудр, чтобы собрать обрывки воспоминаний и сделать вывод из прожитого, то ни один миг жизни не пройдет даром. Наша Личность или «Совесть» неизменно радуется от положительных мыслей и страдает от беспокойства отрицательных дум; когда же мы ослабляем поводья нашей самости, личность становится лучезарной и способной сосредоточить всю свою творческую энергию на истинность явления Божественного Присутствия.
Личность, однако, выполняет роль только канала, в конце которого и посредством которого душа созерцает все происходящее, отраженное в форме впечатлений. И подобно зеркалу, воспринятые отражения не оставляют никаких следов на ее чистой поверхности.
В учении суфиев проходит еще одна тема – алхимия счастья, которая, как известно из народных сказок, состоит в том, чтобы посредством магической формулы превращать неблагородные металлы в золото. Эта мистическая легенда является прекрасным символом основного положения Внутренней Школы Суфиев, в которой огромное внимание уделяется значимости преображения грубого эго человека в выражение смирения и уважения, тем самым побуждая сердце стать достойным привилегии называться «Храмом Божьим» и проливать Божественную любовь на каждого встречного на пути.
Это внутреннее осознание может быть достигнуто лишь пройдя тернистый путь, называемый «Искусство быть человеком». Потребуется много непрестанных усилий выковать характер человека, чтобы он смог стать живым примером любви, гармонии и красоты и мог приносить счастье людям. Счастье — это право, дарованное каждому человеку с рождения, однако человек не всегда понимает законы счастья. Они же учат нас о том, что счастье может прийти только тогда, когда человек сам станет источником счастья и вдохновения для других людей.
Но каким образом может быть достигнуто счастье? Стараясь поощрять доброе и положительное в человеке и не замечать те черты, которые могут вызвать в нас раздражение, когда мы не согласны с мнениями других; пытаясь понять точку зрения других и терпеливо относиться к их убеждениям, даже если они противоречат нашим собственным; стараясь избегать суждения чувств других людей, в особенности, когда встречаемся с теми, кого однажды любили; пытаясь не обращать внимание как на свои неудачи, так и на ошибки других, потому, что даже в падении найдется скрытый камень, вступив на который человек, преисполнившись Божественного Присутствия, сможет подняться над чувствами превосходства или неполноценности; стараясь настроится на ритм каждого встречного, поскольку в обществе может незаметно оказаться скрытое водительство, заключенное во всех атрибутах бытия; это же возможно, если человек потеряет себя в экстазе Божественного Присутствия.



Чаша саки

13 Дек Любовь развивается в гармонию, а из гармонии рождается красота.

Вадан

Наблюдать с интересом обворажительные поступки малого ребенка – значит участвовать в удивительном пробуждении любви.

Отблески мыслей

Ни одному принципу, каким бы хорошим он ни был, не стоит следовать слепо. Нет никакого благодеяния, если поступая в согласии с принципом, нарушается гармония или же возникают препятствия на пути развития начинаний человека.

Последние статьи

Теги

Архив